Конфликт на границе
Бывает же так: случайно проезжал несколько раз через один и тот же пограничный переход в районе сибирского города Карасук. Процедура простая, ибо таможенников там нет ни с той, ни с другой стороны, а потому никто в сумках не копается. Таможенный союз! Гордость России, Казахстана и Беларуси и их нынешних руководителей.
Мне почему-то всегда кажется унизительной сама процедура досмотра. Ощущение такое, что таможенники лишь для вида изучают содержимое твоего багажа, а на самом деле ищут, чем бы таким поживиться.
А вот тут, в Карасуке — красота, да и только! Паспорт подал пограничнику, тебя отметили — и вперед, к границе сопредельного, дружескитаможенного государства.
Только что-то было не так на этом многостороннем автомобильном пункте пропуска (МАПП) под названием «Павловка»: какие-то будочки, окошки, теснота, очередь из машин, измученный вид наших погранцов… А рядом — шикарный современный терминал — с помещениями, с навесом, с четкой разметкой на асфальте, со шлагбаумами — и ни единой души. Как-то странно все это! Вот тогда и состоялся у меня разговор с одним из наших офицеров-пограничников. На мой вопрос: когда откроют новый терминал? — последовал обескураживающий ответ: «Хотите мое мнение? Никогда!» Это почему? Палец в небо — и снова откровенный ответ: «Спросите тех, кто наверху».
А через год еду — все то же самое: будочки и вагончики — справа, а роскошный, но абсолютно пустой терминал — слева. И офицер все тот же. «Как же так, — говорю ему обескуражено, — ведь я же писал в газете про это безобразие!» — «И что вам ответили?» — с надеждой смотрит он на меня. «А ничего», — говорю растерянно. «То-то же, — горько так усмехается. — И не ждите — не ответят!»
И вот уже больше года тем только и занимаюсь, что спрашиваю тех, кто «наверху». Спрашиваю через газету «Новый вторник», потом шлю запросы от имени редакции: мол, так и так, обращаю ваше внимание на публикации в газете — номер, дата, название (№29 от 13 сентября 2011 года «Кому и что должен журналист», №14 от 23 апреля 2013 года «Сирота на границе»). Всем ответственным (и отвечающим) лицам — начальнику Сибирского пограничного округа ФСБ России, руководителю Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации («Росграница), начальнику Сибирского таможенного управления…
Теперь-то я понимаю тот жест пограничника, указующий в бездонность неба. Ибо где-то там, в недоступных для простых смертных сферах, происходит некое движение невидимых сил, откровенно тормозящих, казалось бы, такое простое и такое архигосударственное дело: открытие конкретного пункта пропуска на конкретной границе и в совершенно конкретном месте. Важнейшего — и для Новосибирской области, да и для всей, пожалуй, Сибири.
Ну кто же знал, что именно вот этот — новенький, словно с иголочки, пограничный терминал под названием «Павловка», пугающий свой неестественной пустотой, уже не единожды … объявляли открытым!? И объявляли об этом те самые заинтересованные российские ведомства — Сибирское таможенное управление, Сибирское территориальное управление «Росграница» и Сибирское пограничное управление ФСБ РФ.
Цитирую источники (следите за датами).
«Интерфакс — Сибирь», 2006 год: «Новосибирская таможня планирует в 2008 году завершить строительство многостороннего автомобильного пункта пропуска (МАПП) «Павловка» стоимостью 300 млн рублей (на самом деле — более 600 млн — А.С.). Как сообщила пресс-служба таможни, завершены проектные работы и идет подготовка к строительству капитальных сооружений. Финансирование строительства осуществляется из федерального бюджета. Пропускная способность пункта после завершения строительства возрастет до 500 автомобилей в сутки, отмечается в сообщении Новосибирской таможни».
Официальный сайт Новосибирской таможни, 2009 год: «В 2010 году планируется завершить строительство МАПП «Павловка». Существующий сейчас в зоне деятельности Карасукского таможенного поста пункт пропуска не соответствует современным требованиям. Это затрудняет проведение таможенного контроля, снижает его эффективность, и, как следствие, влияет на пропускную способность и объем товарооборота с нашими соседями — Казахстаном, Узбекистаном и Киргизией. Сейчас в день, в среднем, через Карасукский таможенный пост проходит порядка двадцати грузовых автомобилей.
МАПП «Павловка» — проект совершенно другого уровня. Расчетная пропускная способность в обе стороны МАПП составит 500 автомобилей в сутки. Сдача в эксплуатацию МАПП «Павловка» значительно ускорит пропуск автотранспорта в обе стороны в максимально короткие сроки».
Официальный сайт «Росграницы», 2013 год: «В Новосибирской области состоялись заседания Координационных советов в ЖДПП «Карасук» и МАПП «Павловка». Члены Координационных советов рассмотрели вопросы о выполнении решений предыдущих заседаний, проанализировали результаты работы за 2012 год. В процессе обсуждения участники были проинформированы о росте объемов грузовых перевозок в ЖДПП Карасук по сравнению с аналогичным периодом 2012 года.
На МАПП «Павловка» прирост лиц, пересекающих границу, составил 47%, транспортных средств — 40%.
Помимо этого, представителем СТУ «Росграница» проведена рабочая встреча с карасукским транспортным прокурором Никулиным Артемом, в ходе чего был осуществлен осмотр нового комплекса МАПП «Павловка», строительство которого завершено в мае 2009 года».
И получается, что все государственные ведомства в курсе дел на МАПП «Павловка» и радостно рапортуют, что строительство нового перехода завершено (!?) давным-давно. И если взять за точку отсчета даже 2009-й год, то с того момента прошло уже более четырех лет! Не многосторонний автомобильный (и пограничный тоже) пункт пропуска, а какой-то фантом: он вроде есть, а как бы на самом деле его и нет. Просто, проезжая в этом месте через границу, надо отвести глаза в сторону или опустить их долу, чтобы не видеть пустующего более четырех лет современного комплекса — и все будет в порядке. Наверно, представители выше поименованных ведомств, а иже с ними и представители губернатора Новосибирской области, и постпреда президента РФ в Сибирском федеральном округе так и делают, приезжая в Карасук. Иначе чем объяснить полную (прошу прощения за термин!) невменяемость тех, кто отвечает за расходование денег из федерального бюджета (то есть — наших с вами кровных) на обустройство государственной границы?
И чем объяснить, что эти ведомства превратились либо в безучастных наблюдателей, либо в противоборствующие стороны конфликта? Слава богу, пока без стрельбы и погонь, но зато с претензиями и исками на многомиллионные суммы.
Есть и злостный «нарушитель границы» — ООО «Юниэкспорт». По крайней мере, так явствует из ответов высоких начальников.
«Строительство МАПП «Павловка» осуществлялось генеральной подрядной организацией ООО «Юниэкспорт» на основании государственного контракта генерального подряда на разработку рабочей документации и на строительство «под ключ», — сообщает нам замруководителя Федерального агентства «Росграница» Ю.А. Мальцев. — В мае 2009 года строительные работы на МАПП «Павловка» завершены. В ходе итоговой проверки, проведенной Западно-Сибирским управлением «Ростехнадзора» установлены существенные нарушения, допущенные при строительстве, о чем составлен акт итоговой проверки и выданы соответствующие предписания. До настоящего времени указанные нарушения генеральным подрядчиком ООО «Юниэкспорт» не устранены. В связи с этим «Росграница» не имеет законной возможности принять на баланс от ФТС (Федеральной таможенной службы) России имущество МАПП «Павловка» и начать его эксплуатацию».
Вроде бы яснее ясного: «беспредельщик» «Юниэкспорт» уперся и злостно не желает устранять предписанные ему нарушения. И все было бы так просто, если бы государственным заказчиком строительства МАПП «Павловка» не являлась Федеральная таможенная служба, а заказчиком-застройщиком — Сибирское управление ФТС России. Но с 1 июля 2011 года на границах России, Казахстана и Беларуси в рамках Таможенного союза таможенный контроль отменен.
То есть сибирских таможенников вежливо попросили границу покинуть. И, как говорится, плакали денежки, потраченные ФТС на строительство этой самой «Павловки» — пусть и за счет федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации (2003–2011 годы). Другого объяснения бумажной и судебной тяжбе, затеянной сибирскими таможенниками с «Юниэкспортом», найти просто невозможно. Да и чем объяснить, что СТУ подает иск в Федеральный арбитражный суд Московского округа, в котором просит расторгнуть государственный контракт генерального подряда с ООО «Юниэкспорт» на … разработку рабочей документации и строительство многостороннего автомобильного пункта пропуска (МАПП) «Павловка» и взыскать с ответчика 615,5 миллиона рублей? И это на объект, который уже построен и даже принят комиссией по акту (он имеется в распоряжении редакции) от 21.11.2011 года, утвержденному заместителем руководителя Федеральной таможенной службы РФ С.Г.Комличенко! Думаю, объяснение самое очевидное: СТУ не хочет более быть заказчиком и желает вернуть потраченные средства — да еще в полном объеме! — как если бы на месте пункта пропуска стоял не готовый к работе терминал, а зияло бы голое место.
Я не знаю, кто может поверить в то, что за четыре года подрядчик на практически готовом объекте (на 99,9%) не может устранить недоделки, если они имеются? И какого непреодолимого свойства должны быть они? И охота «Юниэкспорту» из-за каких-то мелочей терять из своего кармана на охрану и поддержание объекта от ста тысяч до миллиона рублей ежемесячно уже целых четыре года?
Как пояснила генеральный директор ООО «Юниэкспорт» Раиса Александровна Карама, с того момента, как таможенного поста в «Павловке» не стало, и началась история этого конфликта на границе. Таможенники стали требовать экспертизы объекта, направили туда специалистов «Ростехнадзора», стали подавать судебные иски, хотя все участники этой истории прекрасно понимают — по большому счету им теперь эта «Павловка» до фонаря. И принимать объект государственной важности они попросту, похоже, не собираются. А не примут они, не примет на свой баланс «Павловку» и «Росграница», о чем и заявляет в ответе редакции «НВ» замруководителя «Росграницы» Ю.А.Мальцев. А это значит, что российские пограничники по-прежнему будут ютиться в лютый мороз и изнуряющую жару в вагончиках и будках, вызывая раздражение и законное недовольство у наших граждан и насмешливые улыбки у граждан сопредельного государства.
Вопрос лишь один и принципиальный: доколе? И какая власть и какого уровня решительно вмешается в эту патовую, по сути, пограничную ситуацию?
Анатолий СТРОЕВ
спецкор «НВ»
По материалам сайта nvdaily.ru