Для Москвы середина XIX столетия стзда временем строительства первых многоквартирных домов, условно говоря, петербургского типа. На традиционно дворянской Б.Никитской улице, во второй половине XVIII и в первой трети XIX века бывшей средоточием усадеб московской знати, по заказу представительницы одной из самых родовитых российских фамилий А.П. Голицыной по проекту М.Д. Быковского сооружается в 1839 году один из первых многоэтажных многоквартирных домов: четырехэтажный, с витринными окнами магазинов первого этажа, с внутренними, ведущими в квартиры лестницами. Однако для Москвы середины XIX века дом Голицыной остается исключением. Основная масса доходных домов, включая и начало XX столетия, по габаритам воссоздавала два типа доходных домов, приобретших определенность в послепожарный период. Это сравнительно небольшие двухэтажные здания в пять-семь окон по уличному фасаду, по размерам и по внешнему облику неотличимые от особняков или напоминающие дома мещанства и купечества. Второй тип московского и провинциального доходного дома, условно названный мещанским, также восходит к застройке послепожарной Москвы и повторяет выпавшую на долю первого судьбу. Подобно особнякам он мог функционировать и как индивидуальный, и как квартирный дом. Это не отражается ни на его облике, ни на пространственно-планировочной организации участка.
Стиль зданий, точнее характер фасадов, оказался много подвижней типов зданий. Особняки и доходные дома Москвы середины XIX века и аногичные здания в провинции, обычно возводившиеся по образцовым фасадам, по стилю родственны петербургским домам в духе ранней эвдектики. Стилистически это уже не классицизм. Архитектура, оперирующая классическими формами, отчасти заимствованными в зодчестве итальянского Ренессанса, но лишенная ордерности, утратила гражданственный пафос и монументальность присущую жилым домам классицизма. Отчетливо выренный характер интимности и своеобразна апология частной жизни, угадываемая в некоторой измельченное™ форм этой архитектуры, позоляют видеть в ней своеобразную разновидность бидермейера в архитекте.
С 1840-1850-х годов в облике петербургских доходных домов появляются черты дворцовости. В их композиции обнаруживаются признаки подражания патрицианским палаццо итздьянского Ренессанса и барочным дворцам. Наряду с фасадами в духе неоренессанса и необарокко возводятся дома в «стиле Людовика XIV», несколько реже — «в стиле Людовика XV». Во второй половине XIX и особенно в начале XX столетия нечто подобное происходит в области планировки богатых доходных домов с барскими квартирами. В пореформенный период в престижных центрьных районах обеих столиц появляются доходные дома с открытым парадным двором, т. е. то, что до сих пор допускалось (считздось «приличным») лишь в строительстве богатых дворянских домов дворцового типа.
+1
|
20 октября 2014 |
0
|
15 января 2015 |
0
|
16 января 2015 |
+2
|
31 августа 2014 |
+1
|
3 сентября 2014 |
+1
|
31 августа 2014 |
0
|
31 августа 2014 |
0
|
2 сентября 2014 |
+1
|
10 августа 2012 |
+1
|
31 августа 2014 |
+1
|
3 сентября 2014 |
+2
|
31 августа 2014 |