т
Этот «другой» может быть даже и не поименован, и тогда создается впечатление, будто I продолжается контактный разговор с «этим». «Пойдем и будем ждать приятного мне слуха», - завершает реплику Федима, и это «пойдем» адресуется - без упоминания имени - Мальмире, хотя оно почти тотчас следует за инвективой, заочно обращенной к Артистоне. Между прочим, схожие перепады адресований - смещения плоскости речевых контактов - можно обнаружить и в постановках народной драмы. Скажем, безотносительно к партнеру, о котором герой собеседует в данный момент, он внезапно, «между слов» обращается лицом к публике, топает ногой, взметая при этом над собою правую руку с шашкой. И - «впадает» в монолог.
Внеконтактное, заочное общение персонажей приобретает особый размах и смысловую нюансировку в сумароковской трагедии. Сама «заочность» ощущается здесь порою как измерение более авторитетное сравнительно с «аудиовизуальностью». Вот только что, в тяжком разговоре с Трувором, отважно заявившем о нежелании утаивать свою любовь к Ильмене, Синав предлагает ему выбор между статусом любовника и ищу работу. Трувор несгибаем: для него равно священны оба имени - Ильмены и Синава. Аудиовизуально разговор не завершен, - Синав заканчивает его уже наедине с самим собою. Здесь, в монологической отстраненности, он заочно адресуется к Трувору и произносит слова, так сказать, не предназначенные для прямого общения, слова, требующие неконтактной, физической дистанции между диалогизирующими сторонами: «Мой брат! Любезный брат! Я друг тебе не ложно...»
И тотчас, тоже заочно, в незримом присутствии брата обращается к возлюбленной (а на самом деле, косвенно, опять-таки к брату): «Ильмена! Мне тебя покинуть невозможно!» Или (в «Семире»): оставшись наедине с отцом, Олегом, Ростислав восклицает: В несчастный день я стал тобою вспламенен. От красоты твоей весь разум мой смятен! Разумеется, двустишие это обращено не к отцу, но - заочно - к возлюбленной Семире. Это заочное повествование (адресование) как бы документально удостоверяет неистребимость Ростиславова «пыланья» к ней. В драматической форме рассеян эпический смысл.
+1
|
20 октября 2014 |
0
|
15 января 2015 |
0
|
16 января 2015 |
+2
|
31 августа 2014 |
+1
|
3 сентября 2014 |
+1
|
31 августа 2014 |
0
|
31 августа 2014 |
0
|
2 сентября 2014 |
+1
|
10 августа 2012 |
+1
|
31 августа 2014 |
+1
|
3 сентября 2014 |
+2
|
31 августа 2014 |